Подполковник.
Родился 12 июня 1948 года в станице Каменская Ростовской области. По линии отца, Жукова Митрофана Петровича,- потомок Донского казачества; по линии матери, Жуковой (Ануреевой) Анастасии Михайловны-потомок петербургского мастерового. Отец офицер, участник Великой отечественной войны,политрук танковой роты, после войны директор предприятия. Мама заведующая книжным магазином. Младший брат участник революционных преобразований на Кубе. Жена Валентина Григорьевна, коренная ленинградка, специалист одного из НИИ. Сын Андрей - капитан ВТА ВВС, летчик. Продолжая славные традиции принял эстафету отца, подполковника, отрядного командира,составляющего золотой фонд авиации ВВС. Как и большинство шестидесятников этот будущий воздушный ас мечтает о небе о покорении космоса.. И не только мечтает, а упорно тренируется, закаляя себя физически и духовно, не забывая при этом на отлично учиться. И 1966 году становится курсантом Балашовского ВВАУЛ. Летает на самолетах Л-29, Ан-24, Ан-26. В 1970 году заканчивает БВВАУЛ “де-факто” с отличим, не хватает всего каких-то 0,03 % для получения диплома с отличием.
Распределяется в 110 втап, Кречевицы, но в последний момент по заинтересованному звонку направляется в Закавказье. 708 овтап становится ему родным почти на 20 лет. Обладая целеустремленной волей, верой в идеалы справедливости, имея дружелюбный характер и чувство юмора, он скоро завоевывает авторитет и уважение среди однополчан и командования. Успешно проходит путь становления боевого летчика. Становится Военным летчиком Первого класса. С особой теплотой вспоминает командиров полка Монахова В.С., Табакова Н.И., Одинцева А.К. Настоящие летчики и замечательные душевные люди, вложившие огромный труд в укрепление воздушных рубежей нашей страны.
Став летчиком инструктором, уже сам готовит молодое пополнение ВТА. Летает на самолетах Ан-12 разных модификаций, на самолете Ил-76. Выполняет самые разнообразные боевые задачи в составе полка, на учениях, крупных маневрах, участвует в ликвидации последствий землетрясения в Армении и аварии на Чернобыльской АЭС. На протяжении 10 лет начиная с ввода войск в Афганистан и заканчивая их выводом принимает активное участие в оказании интернациональной помощи народу ДРА.
Налетал более 5 000 часов. Награжден орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР III степени”, именными часами от имени Министра Обороны.
Как большинство отрядных летчиков работая на максимальный износ, к концу 80-х годов почувствовал небывалую усталость и физическую и духовную. К тому же обладая аналитическим умом и проницательностью, даром предвидения не смог мирно соединить в себе гнусную лицемерную демагогию и цинизм горбачевских перестройщиков и реальности жизни простых людей. Не желая быть винтиком в предательской политике генсека Гобачева, принимает решение сделать шаг назад-уйти из армии но зато остаться честным перед самим собой выразив таким образом свой протест против номенклатурных мерзавцев.
С 1990 года начинается новый своеобразный и непредсказуемый этап в жизни бывшего боевого летчика. В 1991 году поступает на исторический факультет Российского Государственного Педагогического университета им. Герцена, сдав вступительные экзамены по всей программе уже будучи дедушкой русской авиации по сравнению с другими кандидатами. В этом же году переносит тяжелую операцию, не оставлявшую надежды на выживание. Но, но воли божьей выживает, и начинает заново учиться быть просто человеком. Учится дышать, говорить, ходить и находить подходы к своему теперь новому состоянию, преодолевать тяжелую депрессию и верит, что летчику ВТА и эта задача окажется по плечу. На протяжении пяти лет даже на больничной койке изучает исторические науки и успешно заканчивает Университет, получив диплом учителя истории.
Умер 1 октября 2014 года.
Похоронен в Петербурге.
Удивительны и мало известны некоторые моменты биографии боевого летчика Жукова В. М.
Например на протяжении своей многолетней летной работы он не совершил ни одной предпосылки
к летному происшествию по своей вине. Первым выполняет заход с одного захода на аэродроме
Чкаловский снижаясь с максимальной вертикальной скоростью с эшелона подхода с выпущенными
шасси и механизацией выпущенной полностью в сложных метеоусловиях при минимуме погоды
ночью. Примечательно что на борту в этот момент находилась усталая московская комиссия
возвращавшаяся после проверки Кировабадского полка домой. Надо отдать должное тому, что
один из проверяющих почувствовав необычность снижения, подбежал к командиру экипажа с
вопросом: “Все ли в порядке?”-Услышав утвердительный ответ улыбающегося командира, он
успокоился и пошел отдыхать. Позднее этот метод стал основным при заходе на посадку в
Афганистане.
Разработал у себя в полку систему оповещения методом цепочки, который потом распространился
в ВТА.
Впервые экипажи Жукова В. М. и Журавлева В. М. стали добровольными камикадзе выполняя
срочную боевую задачу по переброске на аэродром Баграм в Афганистане необходимой помощи
ночь в облаках в условиях сильного обледенения с посадкой при нижней кромке облаков 200
метров, при отсутствии РТС посадки, используя только одну неустойчиво работающую дальнюю
приводную радиостанцию.Вернувшись в эту же ночь на свой аэродром базирования в
Туркестанском военном округе, после посадки члены экипажа сами с удивлением обнаружили,
многочисленные пробоины в обшивке самолета и куски льда. Он не может разговаривать но ему
надо низко поклониться от имени всех летчиков и летного состава, ему замечательному труженику
и боевому другу самолету Ан-12.
Конечно выполнение таких казалось бы невыполнимых с точки зрения разумного человека боевых
задач стало возможным благодаря мощной выучке наших экипажей ВТА огромной вере личного
состава в правоту и значимость дела которое им приказано делать. Было бы непростительным
умолчать о таких замечательных людях мастерах своего дела это штурманы Куледкий Михаил
Павлович, Медведев Виктор Аркадьевич, Иваницкий Василий Иванович Якушенко Анатолий
Михайлович, Богомазов Геннадий Николаевич, летчики Роткив А. Н,, Мартынов В. В., Черников В.
Е., бортовые техники Непомнящий Н. П., Белокрылов В. Н., Мамай А. А, Понов В. И., Марчук Гена,
Карпов Витя, Воздушные радисты и стрелки: Тютерев Юра, Истомин Саша, Плахотников Каля,
Павлов Иван, Алиев Али, Перевезенцев Женя.
Инженерно технические умельцы майор Рязанцев, майор Делюкин, капитан Блозин В. В. Ильин,
Старков, и многие многие другие. Итак задание было выполнено и командование ВТА
отреагировало на этот подвиг весьма своеобразно. Не зная наказывать ли экипажи т. К. нарушена
безопасность полетов или награждать т. к. задание успешно выполнено от греха подальше решило
просто не заметить сей прецедент и ... предать забвению.
На одном из аэродромов Афгани стана .вблизи населённого пункта Мазари-Шариф нашему
экипажу нужно было заправиться топливом, вернее - дозаправиться.
Военного представительства нет, обратиться не к комуво круг одни "барбосы" (поместному -
солдаты) бродят. Подозвали одного из них и попробовали "разговаривать".Разговор получился
примерно такой: - "Нам топливо,топливо над о,понимаешь?" - "Да,да! - кивает он с широкой
улыбкой". -"...шурави...,еарбос...,мазари.." - и так далее,пока не стало ясно,что это разговор
землянина с инопланетянином.
Собрал командир своё войско экипажное и говорит:"Думайте,чему вас в школе и в училище на
иностранных кафедрах учили". Вспоминали,вспоминали все семеро,так ничего и не вспомнили.
Забот много,из головы всё повылетало, даже то,чего и не было.-.Ещё крепче призадумался
командир. Ну, говорит, хоть одно слово
вспомните! Как будет по-английски "топливо”? Сам-то он немецкий изучал.
И вдруг самый башковитый штурман хлопает себя по лбу я кричит: "Петролеум...петролеум!"
Воспарял духом командир. Теперь можно и поговорить с местным населением. Машет рукой и
кричит: “ Сарбос (афганский солдат)”. Тот подбегает я вопросительно смотрит на командира.
“Сарбос!” слышит он в ответ: “ Зуу (быстро по афгански) на бронетранспортер (это слово они хорошо
знали и пи....й за птролеум, ферштейн (понимаешь нем.)???Да да радостно закивал солдат,
вскакивает на бронетранспортнер и уезжает в неизвестном направлении, через полчаса у нашего
самолета стоял, так необходимый нам, топливозаправщик.
Вот что значит хорошо знать иностранный язык.
В. Жуков