Денисов В.Ф.
"ПИЛОТЫ ВЫ, ПИЛОТЫ...
Конечно же, большинство ребят нашего набора пришли не просто в училище, а в училище авиационное, где готовят военных летчиков и, судя по тому, сколько из нас добилось высшей квалификации "Военный летчик Первого класса", "Военный летчик снайпер", "Заслуженный военный летчик РФ", пришли по призванию, по зову души. Сейчас можно сказать: наш курс, выпускники 1970 года Балашовского ВВАУЛ, внесли огромный вклад и оставили неизгладимый след на летном поприще, внедрили свои способы действий и методики во всех родах и видах авиации: ВТА, транспортной авиации ВВС, авиации РВСН, транспортной авиации ПВО, транспортной авиации ВМФ, ВДВ, пограничных войск и даже гражданской авиации.
"Пилоты мы, пилоты мы, пилоты,
веселая и дружная семья
полжизни провели вы в самолетах.
еще пол жизни только для тебя..."
Есть такие строчки в гимне Военно-транспортной авиации, но относящиеся в полной мере ко всем нашим выпускникам. До начала полетов на самолете Л-29 мы внимательно слушали рассказы о полетах наших счастливчиков Алексея Задорожного, Вадима Чмирева и других, летавших на самолетах Як-18, в ДОСААФ .
Каждый думал: "А смогу ли я?"
Большинство смогли.
Первым в нашей второй авиационной эскадрилье вылетел Володя Павлов. Ну а наши аэроклубовские не только сами легко освоили самолет Л-29, но и помогали в первых полетах тем, кому давалось летное мастерство тяжело.
С Володей Павловым мы встречались на курсах подготовки командиров отрядов в Центре боевой подготовки в Иваново в 1973 году. Старшим лейтенантом он был уже заместителем командира эскадрильи на самолетах Ан 12.... Он и ныне в строю, проходит службу в Главном Штабе ВВС, полковник.
Мой училищный друг, и друг по сей день Вадим Николаевич Чмирев, из авиационной семьи. Он и сам до мозга костей патриот авиации. О нем бы книгу написать, материала хоть отбавляй, человек-глыба. Наши летные экипажи формировали переформировывали, а мы с ним двое прошли от первого до четвертого курса. Это его крылатые слова в эфир: "Жарко мне, жарко"- ходили по Тащиловке весь второй курс (убеждаясь, закрыт ли фонарь, он двинул вперед кран отопителя кабины). Это он стажировал тех, кто летал послабее. Это его грозил отстранить от полетов наш штурман отряда капитан Петлеванный, когда Вадим в зоне на самолете Ан-24 закручивал виражи с креном 45 градусов (а ведь всем, кто летал в Афганистане, приходилось делать это каждый раз, считая это нормой). Это его песня: "Если не попал в аспирантуру (т. е, не остался инструктором в училище) собирай свой тощий чемодан, поцелуй мамашу, поцелуй папашу и бери билет в .... Новосибирск" В придворной эскадрилье сразу попал в экипаж командующего войсками округа-думаю неспроста. Заочно закончил юридический институт. Заместитель командира части в Красноярске, заместитель начальника Балашовского училища. До сегодняшнего дня он на летной работе! На мой взгляд, Вадим закончил не аспирантуру, а докторантуру, профессуру. А в аспирантуре сейчас его сын-тоже Вадим, инструктор Балашовского училища, на самолете Ан-26.
Служба в ВТА.
Уже 28 лет. Сколько воды утекло. А сколько встреч с выпускниками? Из 10 человек попавших в Кривой Рог на самолет Ан-12, все 10 стали командирами кораблей, военными летчиками Первого класса.
Отдельно о Мидехате Хасановиче Сабирове. Лучший из лучших летчиков ВТА на самолетах Ан-12, и Ил-76. Честнейший и порядочнейший человек. Прекрасный семьянин, отец двоих детей. Один из опытнейших командиров эскадрилий, инспекторов-летчиков. На его плечах весь Афганистан от начала до конца. Наставник с большой буквы, его учеников не сосчитать. Светлая голова, но сам отказался от академии. На экзамене по математике на вопрос, "Что такое дифференциал?" нарисовал систему шестеренчатых передач. Преподаватель оценил его юмор и двойку не поставил. Такой человек должен учиться, пусть срезают на других экзаменах. А причиной отказа было рождение второго ребенка и получение трехкомнатной квартиры. Не хотелось с грудным ребенком ехать в неизвестность. На летной работе до увольнения в запас. Сейчас живет в Казани.
Инкин Николай Владимирович. Мой земляк с Волги из Ульяновска. Дружили в училище, вместе мели дорожки, вместе ходили в кино, в увольнение, вместе попали в один полк. Быстро освоил Ан-12 и стал командиром корабля. Как летчик имел хорошее будущее, но произошел казусный случай. Однажды, кажется, еще в 1975 году, весной в санатории на юге солнце пригревало, а песок был еще холодный. Полежал, позагорал, кольнуло в боку. Обратился к врачу за консультацией-отправили в Киев в окружной госпиталь, списали с летной работы. А дальше более 20 лет на штабной работе, в том числе длительное время в Венгрии, затем в Германии (Шперенберг). Уволился по возрасту, живет в Кривом Роге. Очень хороший семьянин и очень хозяйственный мужчина. Долгих тебе, Николай, лет жизни.
Саша Угрюмов При поступлении в училище перед первым экзаменом мы познакомились на скамейке под березками перед УЛО №1. -"Ты откуда?" -"Из Тольятти. А ты? -"Из Вологды". Так началась наша дружба. Вместе занятия, вместе лыжи, вместе в кино, в увольнение, на речку в самоволку. Вместе после выпуска-в одну дивизию. Майор кадровик развел нас по разным полкам немного поиздевавшись, в предписании и мне и ему вначале написал вч 54..., вч 54..., а затем мне дописал 249, а ему 918. Потом мы узнали, что женатых оставляли в Кривом Роге, а холостяков отправляли в Арциз, (в Кривом Роге только что сдали в эксплуатацию 90 квартирный дом). Саша легко освоил самолет Ан-12, одним из первых стал командиром корабля, любимцем командира полка (ныне генерала Петрова А. А.). Он же перевел Александра на Ан-22 в Иваново. К этому времени Ан-22 вышли на международные трассы, и одним из первых их освоил А. Угрюмов. В форме МГА, 27-летний командир корабля, высокий, статный, спортивный молодой человек в фуражке с дубовыми листьями и четырьмя нашивками на погонах- на него оглядывались с удивлением и завистью во многих аэропортах мира. Академия Гагарина 1978-1981 годы и снова Ан-22, авиабаза Сеща. Командир эскадрильи, начальник штаба, командир полка. Ему суждено войти в историю, как первому командиру полка на самолетах Ан-124 "Руслан". 1985 год, Криворожский полк на самолетах Ил-76 под моим руководством в лагерях в Сеще (в связи с реконструкцией аэродрома Кривой Рог). На Ан-124 набирают командиров кораблей, ранее летавших на самолетах Ил-76. Александр Тимофеевич сомневается, сможет ли он после Ан-12, Ан-22 сразу перейти на Ан-124. В одну из летных смен выполняю с ним два полета на Ил-76. Он выполняет их почти самостоятельно! Сомнения его рассеялись. Освоение Ан-124..., аэродромные полеты...,Войсковые испытания, освоение перевозок того, чего никто никогда не возил по воздуху внутри страны..., за рубежом... Переучивание первого полка, второго полка. Десять лет начальник одного из крупнейших авиационных гарнизонов Сеща. Инспекторская работа в управлении командующего в течение пяти лет. С уверенностью можно сказать: опытнее летчика по самолетам Ан-124 и Ан-22 в России не было. Всего один год работы в авиакомпании "Аэрофлот Российские международные авиалинии". Встречаясь со многими, с кем он работал там, знаю: они его полюбили, помнят и уважают и сейчас, после трагедии в Турине 8 октября 1996 года. Дело отца продолжает сын Сергей, курсант Балашовского училища.
Честь и хвала нашему однокашнику Сергею Мазурец. Настойчивый, целеустремленный, трудолюбивый офицер. Более 10 лет командовал гвардейским Черкасским авиационным полком в Кривом Роге
Как не вспомнить времена, когда в соседней Мелитопольской дивизии всеми тремя полками командовали наши выпускники: Тихоненко Александр, Безруких Алексей, Гирфанов Рафаэль. Это о чем то говорит.
И куда бы ни бросала судьба, во всех гарнизонах были наши, а значит и понимание, поддержка и помощь.
В Кривом Роге: Угакин А, Петров Ю., Сабиров М., ГлазковВ., Кузнейцов В., Петрушин В., Инкин, Н., Рудаков.
В Запорожье: Вагнер, Ушаков,
В Арцизе: Угрюмов, Захаров, Смирнов, Клопов, Чистяков.
В Витебске: Швейде, Чистяков, Киселев.
В Новгороде: Задыхин, Николаев, Зайцев,
В Управлении ВТА: Селиванов, Угрюмов, Северин.
Руководя гвардейской военно-транспортной авиационной дивизией в Прибалтике не по наслышке знаю, что самые ответственные задания в Анголе, Афганистане выполняли командиры отрядов майоры: Пушкарев Олег Анатольевич, Гришкин Геннадий, заместители командиров эскадрилий Стрельцов Юрий, Архипов Юрий, командиры эскадрилий Смирнов Геннадий, Задорожный Леонид.
Кто не знает на Чкаловской Газина Олега, Шатохина Михаила, Сизова Бориса, Кондрашкина Игоря. Конфликт в Абхазии-оперативную группу Генерального штаба в Гудауту доставляет на самолете Ту-154 Михаил Шатохин. Катастрофа в Абакане, конфликт в Чечне-Олег Газин.
Одно нас всех объединяет-любовь к небу, привитая нам инструкторами в Балашовском училище.
Все больше и больше встречаешь однокашников в гражданской одежде. Многие из них закончили или заканчивают службу в военной авиации по возрасту. Но связаны с авиацией, видимо, навсегда большинство из нас, Зайцев Эдуард руководит в Кривом Роге гражданской авиакомпанией, Юрий Мальцев и Леонид Задорожный руководят полетами в Пскове, Михаил Шатохин в Чкаловской, Игорь Кондрашкин летает в Домодедово на Ил-62, Виктор Зубарев в Воронеже, Александр Тихоненко работает научным сотрудником в Музее ВВС, разве всех перечислишь.
г. Кривой Рог, июль 1989 года. Сборы руководящего состава дивизий и полков Военно-транспортной авиации. Посчитайте сколько здесь наших выпускников
Мазурец, Тихоненко, Осипов, Безруких, Рвачев, Возов, Зарипов, Давкаев

Яндекс.Метрика